Банный корпус в Петергофе

Бассейн с фонтаном-шутихой в Банном корпусе

Бассейн с фонтаном-шутихой в Банном корпусе

поделиться:

Банный корпус в Петергофе — это уникальный и очень большой музей, представляющий собой комплекс зданий, построенных в разное время. Он расположен в восточной стороне Монплезирского сада. Несколько строений Банного корпуса были сооружены для императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Она страдала болезнью легких, и ей было приписано водолечение — контрастные ванны. В 1865–1866 годах архитектором Эдуардом Львовичем Ганом были созданы: Приемная Марии Александровны, Туалетная императрицы, Холодная ванная, Горячая ванная, Парная и Выставочная комната.


Карта

Банный корпус на карте

Банный корпус

увеличить карту


Режим работы Банного корпуса в 2024 году

  • Суббота и воскресенье с 10:30 до 17:00
  • Кассы закрываются на час раньше

Стоимость билетов в Банный корпус в 2024 году

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые — 400 рублей
    • дети до 14 лет — бесплатно
    • дети от 14 до 18 лет — 350 рублей
  • Для иностранных граждан
    • взрослые — 800 рублей
    • дети до 7 лет — бесплатно

Приемная Марии Александровны

Мебель для посетителей в Приемной императрицы

Мебель для посетителей в Приемной императрицы

Художественное направление, в котором оформлен Банный корпус, в том числе и приемная, можно назвать историзмом. Художники, скульпторы и архитекторы в поисках нового обращались к опыту прошлого. В то же время мебель в приемной имеет новаторские черты — под обивкой появились пружины, а на передних ножках стульев — колесики. В приемной посетители дожидались аудиенции и дальше они пройти не могли.


Туалетная императрицы

Туалетная комната в Банном корпусе дворца Монплезир

Туалетная комната

В Туалетная императрицы можно увидеть один из самых оригинальных интерьеров Петергофа. Особую атмосферу здесь создают ткани, которые делает оформление возвышенным и небесным. В туалетной Мария Александровна могла проследить за своей внешностью после водолечения, выпить чашечку чая. Водолечение начиналось в парной, затем она проходила в горячую ванную, после неё — в холодную и только потом — в туалетную комнату.

На мебели — резные позолоченные завитки, напоминающие нам о вкусах середины XVIII века. В этом и проявляется особенность историзма. Эта мебель была выполнена в XIX веке, в некоторой степени подражая давно ушедшему стилю Растрелли. За ширмой находится клозетное кресло. Дворцы XIX века становятся удобными для пребывания венценосных особ. В туалетной комнате можно видеть угловой камин, а также китайские и японские редкости XVIII века.


Холодная ванная

Холодная ванна в Банном корпусе дворца Монплезир

Холодная ванна

Холодная ванная — самое просторное помещение в этой части Банного корпуса. Интерьер в ней интимный, но несущий в себе черты некоторой парадности. Одна из декоративных особенностей декора — падуга. Парные лепные кронштейны (фризы) напоминают нам о вкусах первой четверти XVIII века, эпохи Петра I, когда Петергоф был только основан. В стиле гризайль исполнена роспись падуги, имитирующая лепные детали.

Углубление в полу, облицованное мореным дубом, и представляло собой ванну, которую Мария Александровна принимала в процессе водолечения. По звону её колокольчика люстра-душ начинала свое действие. В нижней части люстры можно рассмотреть небольшие отверстия.

Действие этой люстры не было связано с общей водоподводящей системой дворца. Над ванной комнатой находился большой резервуар с водой, в который прислуга наливала воду из Финского залива.


Горячая ванная

Ванна из цельного куска мрамора занижена на уровень пола и ширма для защиты от сквозняков (Горячая ванная)

Ванна из цельного куска мрамора занижена на уровень пола и ширма для защиты от сквозняков (Горячая ванная)

Стены горячей ванны были оштукатурены, что было необычным решением для второй половины XIX века. Ванна выполнена из мраморного монолита в мастерской Паоло Трискорни в Петербурге. От сквозняков место для купания закрывает прозрачная ширма.

Над ванной висит картина, и с первого взгляда наличие живописного полотна кажется неуместным в горячей ванной. Но оказывается, пар её повредить не мог. Эта работа была выполнена на Императорском фарфоровом заводе и была устойчива к перепадам температуры и большой влажности. Над комодом для умывания находится живописное полотно, выполненное Н. Л. Тютрюмовым «Отдых вакханки». Этому художнику-портретисту удавалось особенно хорошо изображать обнаженных красавиц идеализированной красоты.

Картина «Отдых вакханки», Тютрюмов Никанор Леонтьевич

Картина «Отдых вакханки», Тютрюмов Никанор Леонтьевич

Температура воды в ванной составляла 36,6 градусов. Вода подогревалась в резервуаре с другой стороны стены, где работал истопник.


Парная

Парная, Банный корпус дворца Монплезир в Петергофе

Парная

Облицованная сосновой и липовой доской парная представляет собой прекрасный образец русской бани. В ней можно было почувствовать аромат липовых досок. Декор перекрытия парной не пострадал в военные годы, и можно визуально увидеть разницу между оттенками досок стен (обновленными) и досок перекрытия.

Русская баня всегда считалась панацеей от многих болезней. На пологе находятся веники, а жар создавала печка-каменка, на которой уложены чугунные ядра. Такая традиция сохранилась ещё с петровской эпохи, когда в походных, в том числе шатровых банях, в печах использовали не камни, которые было нецелесообразно с собой возить, а такие ядра.

Белье, принадлежало дому Романовых (конец 19 — начало 20 веков)

Белье, принадлежало дому Романовых (конец 19 — начало 20 веков)

В витрине парной можно увидеть одежду членов семьи дома Романовых, сохраненную в эвакуации. Иногда такие вещи ценятся больше, чем голландские пейзажи, поскольку их осталось немного.


К Банному корпусу (к зданиям, построенным для Марии Александровны) примыкают четыре помещения, созданные ещё в первой половине XVIII века: Ассамблейный зал, Тафельдекерская (зал подачи на стол), кухня и Кофишенская комната.


Ассамблейный зал

Ассамблейный зал, обеденный стол

Ассамблейный зал, обеденный стол

В начале XVIII века этот зал называли Арапским залом, или залом, где кушают кавалеры, а позже стали называть Ассамблейным в память о Петровских ассамблеях.

В центре Ассамблейного зала находится большой стол, на котором стоит сервиз с изображением крупных цветов, созданный на Императорском фарфоровом заводе. Дополняют сервиз стекло русской работы и мейсенские фарфоровые фигурки в центре стола. Здесь, за столом можно было пообедать и провести светскую беседу.

Падугу архитектор Растрелли украсил росписями, имитирующими объемные резные позолоченные детали. На стенах — шпалеры, выполненные на Петербургской мануфактуре по картонам, привезенным Петром из Франции в 1717 году. Это подлинники, и их бережно сохраняют, избегая попадания яркого света и влаги. Декор стен чутко реагирует на освещенность и на яркость. Шпалеры посвящены экзотическим частям света — Америке и Азии. В узких простенках можно увидеть цветочные корзины и аллегории стихий.

Традиционно рядом со столом расположен буфет, где находились предметы, необходимые для обслуживания императорского стола. На самом верху стоит крюшовница, выполненная из серебра. Крюшон — это напиток из пряностей и вин. На нижней полке — изящный фарфоровый чайник на фарфоровой подставке, в которой можно было разжигать огонь для подогрева жидкости в чайнике.

О Петровской эпохе напоминает прямоугольная форма штофа для крепких напитков, его крышка украшена двуглавым орлом, гербом Российской империи.

Декор стола дополняют ленты разных орденов (в зависимости от того, кавалеры какого ордена имели честь здесь кушать, например, могли быть ленты Георгиевского ордена).


Тафельдекерская (зал подачи на стол)

Стол «сороконожка» в комнате для официантов (Тафельдекерская)

Стол «сороконожка» в комнате для официантов (Тафельдекерская)

Блюда для стола оформлялись в соседней комнате, которая называлась Тафельдекерской (немецкое название зала подачи).

Стол, который здесь стоит, в XIX веке назывался сороконожкой. В развернутом виде он становился достаточно большим. На столе лежат телескопическая вилка с тремя зубчиками, которой можно было достать удаленный предмет, щипчики для выдавливания лимонного сока, щипцы для колки орехов, щётка и салфетки. Использование салфеток ввел именно Пётр I в начале XVIII века.

Предметы для сервировки в комнате для официантов (Тафельдекерская)

Предметы для сервировки в комнате для официантов (Тафельдекерская)

За шкафом находится холодильник, который наполняли льдом. Сами шкафы выполнены по эскизам Растрелли. На средней и нижней полках представлены предметы охотничьего сервиза Елизаветы Петровны. Один из них — сосуд для подачи икры, представляющий собой своеобразный небольшой холодильник.

В соседнем шкафу на средней полке — походные бокалы, с увесистыми основаниями на случай качки в море. За ними — бокалы с крышками для подогретых красных вин. Слева — походная бутыль с четырьмя объемами внутри. Надписи на них — «вино», «мадера», водка» и «ром».

Утюги для глажения скатертей

Утюги для глажения скатертей

Представлены утюги и специальный пресс для глажения скатертей. В витрине — форма официанта. Официант должен был быть образованным, знать иностранные языки и этикет гостей разных стран.

Готовили пищу в соседнем помещении, на кухне.


Кухня

Кухня

Кухня

Пол на кухне был достаточно холодным, и для удобства повара использовались тростниковые половики. Интересно, что рядом стоит раскладная кровать, поскольку венценосная особа могла пожелать поесть в любое время суток, и повару часто приходилось ночевать в Банном корпусе.

Таган с медным котлом, огонь разводился прямо на полу

Таган с медным котлом, огонь разводился прямо на полу

Огонь можно было развести прямо на кирпичной кладке пола. Пища для первых и вторых блюд готовилась на огромных таганах в медной луженой посуде. Плита кондитера отделялась от первой зоны стеной, чтобы к сладким блюдам не примешивался аромат первых и вторых блюд. На плите можно видеть оригинальные щипцы для приготовления вафель с гербом Российской империи. Традиция гербовых вафель началась ещё во Франции, и позже она прижилась и в России.

Печь для приготовления первых и вторых блюд

Печь для приготовления первых и вторых блюд

Идею шатровой вытяжки привез из Европы Пётр I, что существенно изменило русскую кухню. Вытяжка забирала весь чад и копоть. Русская печь на кухне использовалась для приготовления традиционных блюд. На противоположной стороне представлены бутафорские овощи и тушки птиц, заготовки из мяса и рыба. Всё выглядит так натурально, что кажется, будто повар заготовил их совсем недавно.


Кофишенская комната

Кофишенская комната

Кофишенская комната

В Кофишенской комнате находятся бутафорские фигуры придворного повара с туркой в руке, его помощника и кота. На полке выставлена коллекция самоваров. Их коллекционирование становится особенно популярным в конце XIX — начале XX века. В углу — мешок кофейного зерна. В шкафу сервиз с изображением птиц, выполненный русскими мастерами.


Следующую часть Банного корпуса открыли после реставрации только в 2005 году, в год 300-летия Петергофа. Здесь посетители переносятся в первую четверть XVIII века — эпоху Петра I.


Покои для фамилий

«Покои для Фамилии» — комната для отдыха гостей Петергофа времен Петра Великого

«Покои для Фамилии» — комната для отдыха гостей Петергофа времен Петра Великого

Покои для фамилий — это здание, построенное при Петре I для отдыха гостей Петергофа. Гостевые комнаты выглядят достаточно скромными. Стены и потолок практически лишены декора. На кровати для гостя можно увидеть грелку. На берегу Финского залива даже летом бывало прохладно, и для согрева постельного белья она и служила.

Для хранения одежды использовался шкаф, это тоже нововведение Петра. До Петровской эпохи одежда хранилась в сундуках. О традиционных русских ценностях напоминает православный образ в красном углу, о европейских достопримечательностях — цветные гравюры по обе стороны от окна. Любовь к востоку проявилась в оформлении ширмы с китайскими сюжетами.

Рядом с комнатой гостя, на стене в рамочке находится составленный лично Петром I перечень строгих правил, которым должны были придерживаться гости. В одном из пунктов указывается, что гость не должен лежать на кровати в сапогах.

Рядом с комнатой для гостя — огромный резервуар, служивший для подогрева воды, которая подавалась в парную.


Парная

Парная для кавалеров, Банный корпус дворца Монплезир в Петергофе

Парная для кавалеров

Парная для кавалеров была построена при Екатерине II. В отличие от парной Марии Александровны эта комната просторная. Полог в ней огромный, по нему можно было взобраться наверх, где очень жарко.

Справа — угловой камин, на потолке над ним видны более тёмные доски, это фрагмент довоенной отделки. Слева — печь-каменка, за её медной дверкой уложены камни, а сверху — чугунные ядра.

Ванная в парной для кавалеров, Банный корпус дворца Монплезир в Петергофе

Ванная в парной для кавалеров

В парной стоит ванная, но в русском сознании купание в ней казалось не очень гигиеничным. Парная была всегда предпочтительней. В парной не только мылись, в ней проходила целая церемония. Так, например, использовались веники от разных хворей. По соседству находится Комната отдыха кавалеров.


Комната отдыха кавалеров

Комната отдыха кавалеров

Комната отдыха кавалеров

В комнате отдыха кавалеров атмосфера более светлая, спокойная и прохладная. Здесь можно было насладиться выпитым напитком. На диване — курительные трубки. К сожалению, и эту культуру Пётр I привёз из Европы.

На столике — предметы из стекла из петербургской придворной аптеки и прибор для отворения венозной дурной крови. Екатерина II прибегала к этой процедуре.

Туалетные принадлежности кавалеров

Туалетные принадлежности кавалеров

За ширмой можно было надеть чистое сухое белье. Перед зеркалом находится столик с туалетными принадлежностями кавалеров. Светские львы на рубеже XVII–XVIII веков следили за своей внешностью не меньше, чем иные дамы. Здесь щётки для причесывания и чистки ногтей, флаконы для духов, щипчики для завивки усов.

За комнатой отдыха находится сюрприз — фонтан шутиха внутри здания музея.


Фонтан шутиха в Банном корпусе

Бассейн с фонтаном в Банном корпусе Петергофа

Бассейн с фонтаном в Банном корпусе

В центре этой комнаты расположен бассейн. В середине устроен огромный столб, сверху которого установлен шар-брызгало, источник водных струй. Фонтанные струи били и по периметру бассейна. Включались они внезапно, что для купающихся в бассейне было неожиданным.

Шар — источник фонтанных струй

Шар — источник фонтанных струй

Вода в водометы приходит тем же путем, что и вода в Нижнем парке, то есть это часть водоподводящей системы Петергофа. Фонтан работает без насосов, и вся вода фонтана уходит в Финский залив.

В бассейне гости купались в специальных платьях для купания, а те, кто просто наблюдал за ними при включении фонтана тоже оказывались промокшими.


Фонтан в Банном корпусе — видео

Просмотр видео



Ванная фрейлин

Ванная фрейлин, Банный корпус дворца Монплезир в Петергофе

Ванная фрейлин

Размер ванной фрейлин значительно скромнее, чем парная кавалеров. Фрейлины купались в металлических ваннах, покрытых тканью. В комнате стоит специальный сосуд для сушеных цветов, в воду добавляли благовонные травы. Перемешивали холодную и горячую воду с помощью специальных лопаток с отверстиями. Из ванной комнаты гости выходили на морскую балюстраду дворца Монплезир и в хорошую погоду любовались панорамой Санкт-Петербурга. Это тоже эффектный элемент архитектуры Банного корпуса.


Смотрите также

Фотографии

поделиться:

поделиться:

рейтинг: 5 голосов: 3




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.