Фермерский дворец в Петергофе

Фермерский дворец

поделиться:

Первоначально на этом месте по проекту Адама Менеласа в 1828–1831 годах была построена небольшая ферма, состоящая из коровника, комнат для пастухов, кладовых и кухни. Любимый архитектор Николая I Андрей Штакеншнейдер в течение следующих 20 лет перестраивал ферму. Для цесаревича Александра соорудили двухэтажный пристрой, в котором были парадные и жилые комнаты. Вскоре постройка стала превратилась в Фермерский дворец с условиями для комфортного пребывания, где были даже душ и ванная.

Вокруг был разбит прекрасный парк, украшенный цветниками и фонтанами, статуями и перголой (навесами из растений).


Режим работы Фермерского дворца в 2024 году

  • Суббота и воскресенье с 10:30 до 17:00
  • Кассы закрываются на час раньше

Карта

Фермерский дворец на карте

Фермерский дворец

увеличить карту


Стоимость билетов в Фермерский дворец в 2024 году

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые — 400 рублей
    • дети до 14 лет — бесплатно
    • дети от 14 до 18 лет — 350 рублей
    • можно оплатить Пушкинской картой
  • Для иностранных граждан
    • взрослые — 800 рублей
    • дети до 7 лет — бесплатно
Красные розы и вазы-табуретки в Собственном саду Фермерского дворца

Красные розы и вазы-табуретки в Собственном саду


Владельцы дворца

Первая экспозиция Фермерского дворца рассказывает об этапах его строительства. В 1828 году император Николай I (отец Александра II) дает распоряжение архитектору Адаму Адамовичу Менеласу подготовить проект фермы с павильоном. И через два года в парке Александрия была построена молочная ферма с павильоном. На первом его этаже находились кофейня, столовая и буфет, а служил павильон для летнего увеселительного отдыха.

Дворец Николая I, также находившийся в Александрии, был небольших размеров. Император решил надстроить павильон мансардным этажом, где были устроены личные комнаты цесаревича Александра Николаевича: спальня и кабинет, учебная комната и комната для его наставников.

Дворик Фермерского дворца

Дворик Фермерского дворца

В 1840 цесаревич заканчивает двенадцатилетнее образование и отправляется в заграничное путешествие, официальной целью которого было познакомиться с дворами Европы, а неофициальной — найти себе невесту. В городе Дармштадте, в Германии, он встречает девушку, в которую влюбляется. Это была Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария, дочь герцога Людвига II. В православие она пришла под именем Марии Александровны, став супругой Александра II.

Когда наследник престола и Мария Александровна приехали в Александрию, архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер надстроил павильон ещё одним корпусом, где появилась женская половина для супруги Александра Николаевича.

В Фермерском дворце супруги провели счастливые годы жизни. Они занимались воспитанием своих детей, а их было много, поэтому Александр Николаевич принимает решение надстроить основной корпус вторым этажом.

На первом этаже остались комнаты Марии Александровны, а на втором появились кабинет, приемная и другие комнаты великого князя. В 1850-х годах старую ферму, которая примыкала к Фермерскому дворцу, разобрали и перенесли в новое здание у Санкт-Петербургской дороги. Старая ферма была перестроена под жилые комнаты старших сыновей Александра Николаевича. Последняя перестройка прошла в 1858–1859 годах.


Приемная императрицы Марии Александровны

Приемная императрицы Марии Александровны — это большая просторная комната, оформленная в 1820-е годы. На её стенах можно увидеть литографии и акварели на тему Франко-прусской войны 1870- 1871 годов и русские военные формы.

В эркере приемной Марии Александровны установлен макет памятника адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву, командующему Черноморского флота, первооткрывателю Антарктиды, герою Наваринского сражения. Его скульптурное изображение находилось здесь при жизни императора и императрицы. Сам памятник был установлен на День Черноморского флота в Севастополе в 1867 году.

Мебель русских мастеров по рисунку Ипполита Монигетти, Приемная императрицы Марии Александровны

Мебель русских мастеров по рисунку Ипполита Монигетти, Приемная императрицы Марии Александровны

Мебель в приемной Марии Александровны изготовлена русскими мастерами. Её отделка выполнена по рисунку известного архитектора Ипполита Монигетти. Портретное изображение императрицы Марии Александровны — работа кисти шотландской художницы Кристины Робертсон. На картине Мария Александровна изображена в полный рост, здесь она еще молодая княгиня.

Портрет императрицы Марии Александровны, художница Кристина Робертсон

Портрет императрицы Марии Александровны, художница Кристина Робертсон

Первоначально парк Александрия принадлежал Александре Федоровне, супруге императора Александра I, матери Александра II. Этот парк ей подарил император и назвал его в честь Александры Федоровны. Когда же она умерла, по ее духовному завещанию, парк перешел в собственность Марии Александровны.


Комнаты Александра II

Подъезд Александра II открывает анфиладу помещений императора. Здесь снимали одежду и затем проходили в приемную. Стены подъезда выкрашены светло-серой краской, пол мраморный, сохранившийся с XIX века. По малой чугунной парадной лестнице император и члены его семьи поднимались на второй этаж. Рядом с лестницей — чучело медведя.

Подъезд Александра II, Малая Чугунная (Парадная) лестница

Подъезд Александра II, Малая Чугунная (Парадная) лестница

Александр II был страстным охотником. Где бы он не жил, в его доме были шкуры зверей: волчьи, медвежьи и лисьи. В подарок своим родственникам и друзьям он также отправлял свои охотничьи трофеи.

Чучело медведя — Александр II был заядлым охотником

Чучело медведя — Александр II был заядлым охотником

В 1870-е годы произошел такой случай. В районе села Турбино (сейчас это Новгородская область) во время охоты на медведя загонщики выгнали медведя на императора. Александр II выстрелил в медведя, но промахнулся, и медведь бросился на императора. Произошла бы трагедия, но Иван Васильевич Иванов, служитель-охотник и телохранитель Александра II выстрелил в зверя. В это же время рогатчик Никонов ударил рогатиной в область груди медведя. Зверь погиб, а между охотниками начался спор — кто же убил медведя и спас жизнь императору? Анатомическое вскрытие показало, что пуля попала в голову медведя, а рогатина важные органы медведя не достала. Император подготовил две медали: золотую и серебряную. На одной стороне медалей был портрет Александра II, а на другой стороне — слова «Благодарю» и «За спасение». Золотую он вручил Иванову, а серебряную — Никонову.


Приемная Александра II

На стенах в приемной Александра II можно увидеть живописные панно и литографии на тему походной жизни императора Наполеона Бонапарта. Александр II изучал военное дело с ветеранами, русскими офицерами и известными военными генералами, участвовавшими в походе французов на Россию в 1812 году. Тема русско-французской войны была Александру дорога, и поэтому в его дворцах можно увидеть картины, литографии и гравюры на военную тему того времени.

Фермерский дворец в Петергофе, Приемная Александра II

Приемная Александра II

В Приемной Александра II — картины с изображением умирающего Наполеона на острове Святой Елены и сценой прощания Наполеона со своим другом, маршалом Ланном, погибшем при Эсслинге. На картине Бородинского сражения Наполеон изображен на белом коне. Одна из литографий рассказывает нам о битве при Прейсиш-Эйлау, которая произошла в Восточной Пруссии в 1807 году.

В приемной Александра II можно увидеть часы на каминной полке в золоченной бронзовой оправе, которые появились здесь в 1859 году и простояли до 1933 года. Затем они находились в Большом дворце, побывали в эвакуации, потом прибыли в Петергоф и в 2010 году оказались на своем родном месте.

После революции, когда все дворцы перешли государству, в Фермерском дворце был открыт историко-бытовой музей Александра II, который просуществовал до 1932 года. Вскоре под базу отдыха Ленсовета был передан западный корпус, а затем — весь первый этаж Фермерского дворца.


Проходной коридор

Из приемной Александра II в Кабинет можно пройти по Проходному коридору. Здесь по старым фотографиям и описям воссозданы полушкафы. На них установлены статуэтки с изображением охотничьих сцен, выполненные российскими и французскими скульпторами. На стенах гравюры и фотографии, которые показывают жизнь английской аристократии. Охота с гончими, лисий гон и картина с видом Москвы с Воробьевых гор, а также три полотна кисти Эдуарда Гертнера с видом Берлина.

Статуэтка с двумя лошадями, проходной коридор

Статуэтка с двумя лошадями, проходной коридор


Синий кабинет, или кабинет Александра II

Синий кабинет, или кабинет Александра II — святая святых Фермерского дворца. Синим он назван из-за цвета стен, драпировок, обивки мебели, сукна и кожи. Сначала Александр II жил на втором этаже Фермерского дворца. Его кабинет назывался зеленым, поскольку отделка стен, драпировок и обивка мебели была такого цвета.

Фермерский дворец в Петергофе, Синий кабинет

Синий кабинет

Стол для комитетов имеет двойную столешницу, которая раздвигалась, если надо было разложить военную карту. Можно увидеть два кресла — для императора и для посетителя. Это единственные предметы, сохранившиеся из исторической коллекции Фермерского дворца. Они считались утраченными, но позже были найдены в антикварных магазинах Санкт-Петербурга.

Фермерский дворец в Петергофе, стол для комитетов, Синий кабинет

Стол для комитетов, Синий кабинет

Справа от стола для комитетов стоит письменный стол, за которым Александр II писал письма и разбирал корреспонденцию. На столе предметы, принадлежавшие ему: оттиск со слепка руки Марии Александровны, перо и папка, стиральные резинки и нож для разрезания бумаги.

Рабочий стол Александра II в Синем кабинете, Фермерский дворец в Петергофе

Рабочий стол Александра II в Синем кабинете

В Кабинете Александра II его скульптурный портрет с любимой собакой, сеттером Милордом. Император уважал своего отца и старался на него быть похожим. В центре помещения небольшой бюст Николая I, также на стене его портрет с пуделем Гусаром, это работа художника Егора Ботмана. Рядом расположены портреты Марии Александровны и Александра II.


Уборная Александра II

Стены в Уборной Александра II обклеены обоями в полоску белого и серого цветов. В середине XIX века в Европе и в России появилось фотоискусство. На стенах комнаты можно увидеть много фотографий. Всего Фермерский дворец располагал коллекцией из 250 фотографий, воссозданы около 150 из них. Это изображения членов семьи Александра II: братьев и сестер, родителей, детей и их супругов.

Фотографии — техническая новинка того времени, Уборная Александра II

Фотографии — техническая новинка того времени, Уборная Александра II

В нише Уборной стоит кожаный диван с металлическими колесиками, которые «ходят» по металлическим полозьям. Диван отодвигается, и тогда можно увидеть футляр из красного дерева, в который вставлена медная луженая ванна. Два медных никелированных крана подавали холодную и горячую воду из бака, находящегося выше ватерклозета.

Фермерский дворец в Петергофе, кожаный диван на колёсиках, Уборная Александра II

Кожаный диван на колёсиках, Уборная Александра II

Ватерклозет воссоздан, он имеет чугунный горшок с фаянсовой чашей и металлическую ручку-рычаг. Слева расположена душевая кабина, обитая изнутри цинком.


Камердинерская

В Камердинерской стоит шкаф, у которого две створки настоящие и одна ложная. С правой стороны в шкафу расположена душевая кабина.

Центральная створка открыта, и на ней можно видеть образец военной формы из коллекции Государственного музея-заповедника в Петергофе.

Военная форма из коллекции музея Петергоф, Камердинерская

Военная форма из коллекции музея Петергоф, Камердинерская

Сохранилась винтовая лестница с потемневшими перилами и старой краской, обнаруженной при расчистке. Лестница служила для подъема наверх к камердинеру, к гардеробным и комнатам прислуги, которые находились на втором этаже.

Винтовая лестница для подъема в гардеробные комнаты, Камердинерская

Винтовая лестница для подъема в гардеробные комнаты, Камердинерская

Проходное помещение разделяет женскую половину Марии Александровны и мужскую половину. В Фермерском дворце существовал лифт, он был сделан в виде дубовой кабины, которая не сохранилась. В кабине стоял стул с подушкой. Лифтом пользовалась императрица Мария Александровна, когда была беременной.

Лифт императрицы и Дубовая лестница в Фермерском дворце в Петергофе

Лифт императрицы и Дубовая лестница

Кабина крепилась металлическими направляющими к двум полым столбам, в которых «гуляли» свинцовые противовесы. Когда они опускались, кабина поднималась и наоборот. С задней стороны кабина крепилась к металлическому черенку муфтами. Механизм подъема находился в соседнем помещении за такой же перегородкой. Там был устроен станок с металлической ручкой. Ручку своей физической силой приводил в движение лифтер, и кабина лифта опускалась или поднималась.


Дубовая лестница

Над Дубовой лестницей можно видеть картины с изображением франко-европейских войн времен наполеона Бонапарта. Это эпизоды известных сражений начала XIX века, а также портрет Наполеона.


Комната императрицы Марии Александровны

Фермерский дворец в Петергофе, Гостиная (комнаты императрицы Марии Александровны)

Гостиная (комнаты императрицы Марии Александровны)

Гостиная — одно из первых помещений Фермерского дворца. Здесь уютно и удобно, мягкая мебель и фарфор Мейсена. В этой комнате сохранился старый паркет середины XIX века. На камине два канделябра из исторической коллекции, а также часы в виде арки, аналогичные тем, что когда-то здесь стояли. Исторический камин спроектирован архитектором Менеласом в 1820-е годы. С левой стороны — картины с видом Италии кисти Джачинто Джиганте.

Лепнина в виде арок с гербом Александрии, Гостиная

Лепнина в виде арок с гербом Александрии, Гостиная

Сверху можно видеть лепнину в виде арок, в которых изображены щиты с гербом Александрии. Герб в виде венка из белых роз, который пронзает меч, придумал воспитатель Александра II Василий Андреевич Жуковский. Из личных вещей Марии Александровны сохранился ларец из кости с изображением католических святых.


Столовая Фермерского дворца

В столовой вся семья собиралась на завтрак и обед, в хорошую погоду столы сервировались на террасе, откуда открывался вид на сад с его цветами и фонтанами, перголой и скульптурой. В центре столовой можно видеть стол-сороконожку, на нем старая скатерть со следами от посуды.

Столовая в Фермерском дворце в Петергофе

Столовая

Фермерский сервиз из белого фарфора был изготовлен на Императорском фарфоровом заводе при Николае I в честь бракосочетания Александра и Марии Александровны. Над сервизом расположены две картины малого формата кисти Айвазовского из «Восточной серии» и картина «Кораблекрушение» французского мастера Изабе.

Картины Ивана Айвазовского из Восточной серии (слева и справа) и «Кораблекрушение» художника Эжена Изабе (в центре)

Картины Ивана Айвазовского из Восточной серии (слева и справа) и «Кораблекрушение» художника Эжена Изабе (в центре)

В гостях в Столовой Фермерского дворца часто бывали министры, которые служили при Александре II, среди них и Горчаков, министр иностранных дел и однокурсник Александра Сергеевича Пушкина.


Кабинет императрицы Марии Александровны

Кабинет императрицы Марии Александровны — это центральное помещение женской половины. Стены комнаты оформлены обивкой с рисунком цветов каштана. Помещение разделено на два объема, основное и эркер, разделенные двумя трельяжами из орехового дерева.

Фермерский дворец в Петергофе, кабинет императрицы Марии Александровны

Кабинет императрицы Марии Александровны

На рабочем столе — портреты Александра II, на одном из них (в фиолетовой бархатной раме) Александр II изображен в кабинете в Зимнем дворце.

Можно видеть кушетки, вазы и кувшины из стекла светло-розового, синего и серого оттенков.

Фермерский дворец в Петергофе, рабочий стол в кабинете императрицы

Рабочий стол в кабинете императрицы

В этом кабинете Мария Александровна разбирала корреспонденцию, писала письма, принимала гостей. Мария Александровна была покровительницей женских образовательных организаций, участвовала в основании российского Красного Креста.


Опочивальня Марии Александровны

Стены опочивальни Марии Александровны обиты тканью с цветочным рисунком. В центре комнаты кровать, огороженная от солнечного света ширмой. Императрица исполняла все религиозные предписания и обряды. Сначала она была лютеранкой, а в 1841 году перешла в православие. 

Фермерский дворец в Петергофе, опочивальня, кровать с ширмой

Опочивальня

В опочивальне можно увидеть скамью для коленопреклонения, святые образы Иисуса Христа и Святого Филиппа на божнице, икону «Положение во гроб». Стены оформлены гравюрами и живописью на религиозные сюжеты.

Среди картин — портрет ее старшего любимого сына Николая. В семье его называли Никса. Его готовили, чтобы он стал императором, но однажды Николай упал с лошади и получил травму спины. Через несколько лет травма перешла в туберкулезный менингит, и в 1865 году он умирает в Ницце.


Уборная императрицы

Фермерский дворец в Петергофе, Уборная императрицы

Уборная императрицы

Стены Уборной императрицы обиты тканью с восточно-русским рисунком. На столике туалетный прибор из серебра. Можно увидеть алебастровую люстру и алебастровые часы. Графика на стене — это изображение фресок, найденных во время археологических раскопках в XIX веке в Италии и Греции.


Ватерклозет

Можно заметить, что в ватерклозете есть панели потемневшие, с деревянными заплатками. Это старые исторические панели, а более светлые — новые.

Ватерклозет со старыми деревянными панелями в Уборной императрицы

Ватерклозет со старыми деревянными панелями в Уборной императрицы

В Уборной Марии Александровны устроена ниша, в которую вставлена мраморная ванна, изготовленная в мастерской скульптора Трискорни. Эта ванна не покидала стены Фермерского дворца. Она была установлена в 1856 году и стоит здесь и сейчас. Даже во время оккупации Петергофа немецкими захватчиками ванна Марии Александровна не пострадала.

Мраморная ванна императрицы Марии Александровны

Мраморная ванна императрицы Марии Александровны


Камер-юнгферская

Слово «камер-юнгферская» в переводе с французского языка означает «комнатная девушка». Эта комната служила для дежурств камер-юнгфер при императрице. Они помогали ей одеваться и с туалетом. Камер-юнгферами были молодые девицы, знающие иностранный язык, трудолюбивые и умные. Обычно прослужив год или два, они уходили на пенсию и на пенсионном содержании были до конца своей жизни. В этой комнате девушки пили чай и слушали музыку, вышивали, занимались туалетом и отдыхали.

Фермерский дворец в Петергофе, Камер-юнгферская

Камер-юнгферская

Смотрите также

Фотографии

поделиться:

поделиться:

рейтинг: 5 голосов: 3




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.