Корабль «Полтава» в Санкт-Петербурге

Корабль «Полтава»

поделиться:

Главный экспонат Морского музея Амстердама — точная копия парусника «Амстердам» в натуральную величину. Это не настоящий корабль, а его копия. Поэтому посетители могут смотреть, ходить по всем палубам и трогать все, что захочется. Есть несколько интерактивных стендов, рассказывающих о жизни на борту, торговле и стрельбе из пушек. Мальчики, особенно увлеченные техникой, приходят в восторг от этого экспоната-аттракциона.

В 2012 году в Санкт-Петербурге решили создать такой же экспонат, который будет копией нашего корабля «Полтава» времен Петра I.

В течение пяти лет велось строительство. Те, кто увлечен морем и флотом, могли побывать на верфи и увидеть, как создается парусник по технологиям Петровской эпохи.

Парусник «Полтава» — это первый линейный 54-х пушечный корабль Балтийского флота, построенный в Адмиралтействе мастером Федосеем Скляевым. Пётр I постоянно курировал работу и вносил дополнения и изменения в проект.


Содержание


Адрес стоянки корабля «Полтава»

Санкт-Петербург, посёлок Лахта, улица Береговая 19 литера А.


Корабль «Полтава» на карте

Корабль «Полтава» на карте

Корабль «Полтава»

увеличить карту


Как доехать до корабля «Полтава»

Верфь корабля «Полтава» находится далеко от центра города. Поездку сюда можно совместить с осмотром других достопримечательностей Санкт-Петербурга в этом районе. Если вы путешествуете на автомобиле, то вполне реально совместить экскурсию с отдыхом на пляже Курорт (летом) или осмотр музея Шалаш Ленина (в любое время года). Рядом находится строящаяся башня Лахта центра (планируемая высота 463 метра), которая особенно впечатляюще смотрится в тёмное время. По пути можно заехать в аквапарк «Питерлэнд».

На автомобиле

Ехать по Приморскому шоссе до Лахты, повернуть у парковки торгово-выставочного центра «Гарден-Сити» на Лахтинский проспект, затем следовать до Бобыльской улицы, повернуть направо — к яхтенному порту «Геркулес»

На автобусе

  • На метро до станции метро «Беговая», затем на автобусе 216, 216А, 101А, 211, 303, 120 или 112 до остановки «Лахта центр».
  • Перейти дорогу по светофору, пройти в направлении области 100 метров и свернуть налево на улицу Бобыльская, следовать до здания яхтенного порта «Геркулес».


Экскурсии по кораблю «Полтава» в 2024 году

Экскурсии временно не проводятся в связи с реконструкцией территории порта.


История

Во время Северной войны Россия покупала тяжелые корабли в Европе и сама строила свои суда в Воронеже, Олонце, на Малой и Большой Ладоге. В 1704 году начинается строительство Адмиралтейства и через два года первое судно «Орёл» было спущено на воду.

Парусник с 54 пушками на борту «Полтава» построен в 1712 году. Это был первый линейный (артиллерийский) корабль, что говорило о мастерстве русских мастеров и о том, что Россия становится мощной морской державой.

Имя дано в честь места, где 8 июля 1709 года была разгромлена шведская армия в важном сражении Северной войны.

В течение двух столетий «Полтава» вместе с другими кораблями Балтийского флота участвовала в шести морских компаниях.

Характеристики

Длина судна более 130 английских футов (39,82 метра), ширина — более 38 футов (11,69 метров), глубина трюма — 15 футов (4,6 метров). Водоизмещение - до 1300 тонн. Толщина обшивки корпуса равнялась 5 дюймам (12,7 см).

Вооружение

Главным на судне было артиллерийское вооружение, состоящее из 22-х 18-фунтовых, 20-и 12-фунтовых и 12-и 6-фунтовых пушек. Был запас холодного и огнестрельного оружия, которое использовалось в абордажном бою и во время десантных операций.

Экипаж

Морская служба была очень трудной и поэтому на флот набирались, в основном, рекруты из северных приморских областей Российской империи. Штат судна составлял 300 человек при оборонительных действиях флота и до 460 человек — при наступлениях, но очень часто состав был значительно меньше. Матросы жили в тесноте, в полной антисанитарии, их одежда часто была мокрой, что приводило к простудным и инфекционным заболеваниям. Пётр Первый интересовался жизнью матросов, старался улучшить их быт. К 20-м годам XVIII века условия на флоте значительно улучшились.


Строительство

Идея построить копию судна была высказана в 2013 году председателем Совета директоров ОАО «Газпром» Алексеем Борисовичем Миллером. Яхт-клуб Санкт-Петербурга создал верфь вблизи Лахтинской гавани и в 2014 году началось строительство корабля «Полтава» в натуральную величину.

Проблема состояла в том, что почти никаких документов, кроме чертежа мидель-шпангоута, не сохранилось. Мидель-шпангоут — это сечение корпуса вертикальной поперечной плоскостью, расположенное на половине длины судна.

Руководил строительством судна Михаил Плеханов.

Реплика строилась из липы, сосны, лиственницы и дуба. Всего на строительство судна ушло 2000 деревьев. Особенно трудно было найти вековые дубы, поскольку деревья большого диаметра сохранились в основном в заповедных зонах. Диаметр такого дуба достигал метра. Многие детали на историческом судне выполнялись из цельного массива, а в созданной копии пришлось использовать метод склеивания из-за невозможности найти дубы такого большого диаметра.

Для крепежа применялись деревянные гвозди и кованные болты. Все десять парусов сшиты вручную, площадь самого маленького — 49 кв. метров, а самого большого — 228 кв. метров.

Применялись и методы нашего времени: чертежи рисовали на компьютерах, а для обработки дерева использовали инструмент и пропитку нашего времени.

С 1 мая 2014 года по верфи проводились экскурсии и посетители могли увидеть, как в XXI веке строится парусник Петровской эпохи по технологии начала XVIII века.

Судно спущено на воду в День города 27 мая 2018 года. В том же году во время парада в честь Дня ВМФ линейный 54-пушечный корабль «Полтава» стоял у стенки в Каботажной гавани. В Кронштадт он был прибыл путем буксировки.

В День города 28 мая 2019 года судно было пришвартовано напротив Эрмитажа.

С 3 июля 2019 года и до середины месяца легендарный парусник, пришвартованный на Английской набережной, можно было осмотреть во время экскурсии.


Описание

На верхней палубе корабля Полтавы воссоздан штурвал, здесь же — адмиральская каюта и камбуз (в то время камбуз назывался поварнёй). Внутри адмиральского салона — подвесная кровать, похожая на гамак. Эти кровати очень быстро убираются и не мешают нести службу. На таких же кроватях спали все моряки и офицеры.

Спустившись ниже, Вы окажитесь на орудийной палубе, где стояли пушки и механизм для спуска якорного каната. Каждая чугунная пушка весила 2 тонны 796 кг. Основание, на котором стояла пушка, и сама палуба окрашивались в красный или кирпичный цвет, чтобы кровь раненых и убитых артиллеристов не отвлекала внимание остальных бойцов.

Ещё ниже — трюм, где невозможно выпрямиться в полный рост. Здесь жили мастеровые. В отдельной камере был запас пороха. На этой же палубе хранились и съестные припасы.

В самом низу судна — санитарное помещение, где находились бочки с водой или песком, камнями для балансирования.

Строители корабля Полтава хотели донести до нас то, как выглядело судно XVIII века. Трудно представить, что судно строилось топорами и молотками без подъёмных кранов и компьютерного моделирования. Корпус украшен деревянными резными элементами. Интересны аллегорические сюжеты на бортах и корме, но особенно красив декор на носу.


Официальный сайт корабля «Полтава»

poltava1712.ru

поделиться:

поделиться:

рейтинг: 5 голосов: 8




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.