Канонерский остров

Канонерский остров

поделиться:

Канонерский остров в Санкт-Петербурге — уникальное место, расположенное к западу от морского порта. Остров представляет собой полоску земли между портом и Финским заливом. Кто-то додумался в этом месте, окруженном портовыми сооружениями и промышленными предприятиями, построить несколько многоэтажных жилых домов. Добраться на остров можно исключительно через подводный тоннель. Причем тоннель построен таким образом, что идти по нему пешком или ехать на велосипеде практически невозможно — ширина тротуаров около метра или чуть больше, а несущиеся в обе стороны автобусы и грузовые автомобили оставят неравнодушным даже самого спокойного человека.


Карта

Канонерский остров на карте

Канонерский остров

увеличить карту


Но всё-таки я ведь почему-то начал этот рассказ, спросите Вы. Конечно, потому что  остров — это прекрасное место для любителей наблюдать за огромными кораблям или любоваться просторами Финского залива. Летом на противоположной стороне канала, разделяющего остров и город, останавливаются невероятных размеров морские круизные лайнеры и туда-сюда шныряют более мелкие грузовые и вспомогательные суда. Словом этот остров является прекрасным местом для тех, кто хочет поджарить шашлык на природе и не ехать далеко от центра.

Обновление: для больших круизных судов теперь построен пассажирский порт «Морской фасад». Поэтому любоваться огромными лайнерами не получится — они швартуются далеко от сюда и даже канал по которому они идут из Финского залива находится довольно далеко. По морскому каналу у Канонерского острова проходит лишь паром «Принцесса Анастасия», который пока еще (2019 год) работает на линии Санкт-Петербург — Хельсинки — Стокгольм — Таллин — Санкт-Петербург. Через остров построен Западный скоростной диаметр, причем, эстакада магистрали проходит почти НАД многоэтажными жилыми домами— очень депрессивное зрелище. Впрочем, если пройти мимо домов, промышленных зон, пробраться через заросли, то по прежнему можно оказаться на дамбе, поросшей деревьями, где с одной стороны Финский залив, а с другой — канал по которому изредка проплывают грузовые суда.


Как добраться до Канонерского острова

Следует ехать на своей машине или на автобусах:

  • От площади перед Балтийским вокзалом (метро «Балтийская») автобусы 67 и 70 (в пути 20–25 минут)
  • От Сенной площади (метро «Садовая», «Спасская» или «Сенная площадь») автобусы 70 (в пути 35 минут) или 71 (в пути 45 минут)

Канонерский остров в Санкт-Петербурге расположен на юго-западе Невской дельты. С юго-востока отделен от Гутуевского острова Морским каналом. На севере соединяется с Белым островом мостом. На западе омывается водами Невской губы. Имеет вытянутую форму : длина — более 5 км, а наибольшая ширина — 650 метров. Площадь — 114 га.


История

Первоначально существовало название этой территории как Киссаисаари (с финского — кошачий остров). С основанием Северной столицы на его западном берегу находилась артиллерийская батарея  и остров назывался Батарейным. Позже по месту нахождению здесь полигона для обучения пальбе флотских пушкарей (по-французски пушкарь означает канонир) появляется название Канонирский, а современным языком его стали называть Канонерский. Долгое время тут был полигон для новобранцев — канониров, но при строительстве Морского торгового порта этот район утратил статус полигона.



Территория острова

Береговая линия острова сильно меняется с началом работ по благоустройству Морского порта на Гутуевском острове и прокладке Морского канала, который строился с 1875 по 1885 годы.

Восточный берег Канонерского острова укрепляется и становится правобережным откосом Морского канала. Остров увеличился в длину и достиг пролива Золотые Ворота Санкт-Петербургского Морского канала.

На севере находится Новая Канонерская гавань, глубина которой от 6 до 12 метров. Здесь расположены доки судоремонтного завода. Белый и Канонерский острова соединены автодорожным мостом через протоку, ширина которой около 60 метров.

В западной части, выходящей к Невской губе, имеется отмель, которая является частью Невского бара. Эта часть Канонерского острова никогда не укреплялась.

Таким образом, форма острова много раз менялась как под воздействием природных явлений, так и в результате техногенных процессов.



Тоннель на Канонерский остров

Канонерский остров соединен с Гутуевским островом подводным транспортным тоннелем, длина которого — почти километр. Его строили почти 13 лет, поскольку не было опыта в строительстве таких сооружений и постоянно возникали трудности по укреплению железобетонных конструкций.

Если раньше в город можно было попасть по воде, то теперь жители старались вместо лодок приобретать машины, чтоб быстро добраться в «город» — Северную столицу.

В нынешнее время строится грузопассажирский порт, который сможет принимать до десяти миллионов тонн груза.

Судоремонтный завод на Канонерском острове в Санкт-Петербурге

Напротив плотины одновременно с постройкой Морского канала в восьмидесятые годы XIX века построен судоремонтный завод, Кроме  ремонта землечерпательных кораблей, на заводе стали выполняться и другие работы — появились слесарная и чугунолитейная мастерские, док. Здесь ремонтировались ледоходы Ермак, Ленин, Красин, Октябрь, а в военные годы — военные корабли. Отливались фугасные бомбы, снаряды.  На территории завода установлен памятник работникам, погибшим во время Великой отечественной войны.

Кроме судоремонтного завода в этом районе расположен и жилой массив. Поскольку добираться на завод было не так просто, то здесь началась застройка жилых домов. Дома построены разные : и совсем старые, покосившиеся, начала прошлого века. Есть  стандартные, послевоенные, хрущевки и многоэтажные. Но все они теряются на фоне огромных лайнеров, стоящих в порту.

Улиц на острове нет. Адрес — Канонерский остров и номер дома.

 Для фотографов и живописцев этот район является хорошим местом для творчества. Отсюда открывается великолепный вид на Северную столицу, а с западного берега — на  Невскую губу или, как ещё иронично называют «Маркизову лужу». Здесь можно увидеть мерцание огней судов, посмотреть на Морской канал, да и просто помечтать.

В 2010 планируется построить  двухуровневый мост над Морским каналом высотой 55 метров и судоходным пролетом 168 метров.

Этот район до открытия тоннеля в 80-е годы многими считался деревней. С началом перестройки и реформ возникли проблемы экономического плана. Из-за сокращений многим людям просто негде стало работать.

К сожалению, из-за отдаленности территории от центра города здесь не решаются многие проблемы жителей — как в коммунальной отрасли (транспорт, освещение и другие), так и в социальной сфере.


Смотрите также

Фотографии

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.